Внимание! Вы находитесь на архивной версии сайта компании «Практическая Механика»! Эта версия сайта перестала использоваться 31 мая 2022 года. Новый сайт компании — prmeh.ru.
Если электрический ток проходит через подшипник от одного кольца через тела качения к другому кольцу, то возникают повреждения подшипника. В местах перехода процесс подобен электродуговой сварке. Материал подшипника при этом нагревается до температуры отпуска и даже плавления. При этом образуются окрашенные области различной величины, в которых материал отожжен и снова закален, а иногда даже оплавлен. В местах, на которых металл был оплавлен, могут также возникать маленькие лунки.
Прохождение электрического тока часто приводит к рифлению дорожек качения, т.е. образованию бороздок на дорожках качения. То же происходит с роликами, в то время как шарики только изменяют свой цвет (темнеют).
Повреждения от прохождения электрического тока и повреждения от вибрации иногда трудно различимы. Признаком, указывающим на прохождение тока как причину повреждения, является потемнение бороздок, в отличие от блестящих или ржавых бороздок, возникающих при вибрациях. Другим отличительным признаком является то, что при «ложном бринеллировании» повреждения на телах качения отсутствуют. Как переменный, так и постоянный ток обуславливают повреждения подшипников даже при слабой величине тока. При этом не вращающиеся подшипники повреждаются меньше, чем вращающиеся. Размеры повреждений зависят от следующих факторов: сила тока, продолжительность воздействия, нагрузка на подшипник, частота вращения, смазывающий материал.
Единственная возможность избежать повреждений описанного вида — предотвратить прохождение электрического тока через подшипник.
Картина явления:
темно-коричневые или серо-черные бороздки или лунки на дорожках качения и роликах;
шарики темнеют;
иногда наблюдаются зигзагообразные прижоги на дорожках качения шарикоподшипников;
местные прижоги на дорожках и телах качения.
Причины:
прохождение электрического тока через подшипник.
Решение:
не допускать прохождения электрического тока через подшипник;