Внимание! Вы находитесь на архивной версии сайта компании «Практическая Механика»! Эта версия сайта перестала использоваться 31 мая 2022 года. Новый сайт компании — prmeh.ru.
Задействуя весь свой интеллектуальный фонд и практический опыт в сфере трибологии, SKF непрерывно работает над созданием продуктов, в течение срока службы которых удаётся сэкономить больше энергии, чем тратится на их изготовление.
Подшипники SKF Explorer обладают преимуществами при использовании в условиях больших нагрузок, тогда как энергосберегающие подшипники SKF (E2) способствуют снижению энергопотребления в условиях небольших и средних нагрузок.
Подшипники SKF Explorеr: для больших нагрузок
Подшипники SKF Explorer были разработаны для работы без повышенного нагрева в течение более продолжительного, по сравнению со стандартными подшипниками качения, времени в условиях больших нагрузок. Данные подшипники снижают воздействие на окружающую среду, позволяют уменьшить размеры оборудования и снижают потребление смазки и энергии.
Они могут сократить потребности в техобслуживании и благоприятно влиять на рост производительности. Ключевым фактором SKF Explorer является их оптимизированная конструкция. Используя специализированное программное обеспечение, инженеры SKF проанализировали взаимодействие элементов качения, дорожек качения и сепаратора. Они разработали методы снижения трения, тепловыделения и износа подшипников, а также придания подшипникам SKF Explorer способности выдерживать более тяжёлые радиальные и/или осевые нагрузки.
Элементы качения для SKF Explorer выпускаются с очень жёсткими допусками для уменьшения вибрации и получения более равномерного распределения нагрузки. Улучшенные сепараторы способствуют более лёгкому вращению элементов качения и оптимизируют действие смазки, одновременно снижая тепловыделение, трение, шумовыделение и степень вибраций.
Рельеф поверхности элементов качения SKF Explorer и дорожек качения выполнен таким образом, что он способствует образованию оптимальной гидродинамической смазывающей плёнки, снижающей тепловыделение и износ. Исключительные прочность и долговечность были достигнуты, благодаря использованию специальной рафинированной стали, однородной и не содержащей примесей, а уникальные особенности ее термообработки обуславливают улучшенную стабильность размеров при работе в условиях высоких рабочих температур.
Наглядным примером такого благоприятного эффекта является Stora Enso, шведский производитель картона. Используя подшипники SKF Explorer с уплотнениями, Stora Enso добилась увеличения интервалов безотказной работы, отказалась от своей системы смазки и уменьшила расходы на очистку воды.
Ранее компания страдала от регулярных отказов подшипников в вакуумной системе камеры всасывания, используемой для извлечения воды из пульпы. Подшипники изнашивались, проработав всего 4-7 месяцев, из-за попадания в них воды и вымывания смазки, что приводило к коррозии контактирующих поверхностей и, в конце концов, к преждевременному отказу. Также приходилось заниматься извлечением смазки из воды и её утилизацией, что увеличивало затраты на водоочистку.
Stora Enso установила сферические роликоподшипники SKF Explorer с уплотнениями в двух камерах всасывания. Уплотнения предотвращают вытекание смазки и попадание воды и грязи в полость подшипника.
В обеих камерах всасывания сферические роликоподшипники SKF Explorer с уплотнениями проработали безотказно более 13 месяцев. Компания смогла отказаться от существующей системы смазки и снизить потребление смазочного материала примерно на 3 кг в год в расчёте на один подшипник. Избавление от необходимости заниматься извлечением смазки из технологических вод и её утилизацией дало дополнительную экономию затрат и способствовало снижению отрицательного воздействия на окружающую среду.
Энергосберегающие подшипники SKF (Е2): для небольших и средних нагрузок и относительно высоких скоростей вращения
Энергосберегающие подшипники SKF (E2) относятся к эксплуатационному классу, который был специально разработан для уменьшения момента трения минимум на 30% по сравнению со стандартными подшипниками SKF.
Энергосберегающие подшипники SKF (E2) являются результатом пересмотра подходов к проектированию всех элементов конструкции подшипника. Значительным шагом вперёд, сделанным при разработке подшипников SKF E2, является разработка новых формул смазочных материалов, увеличивающих срок службы смазки и интервалы повторного смазывания.
Радиальные шарикоподшипники SKF E2 особенно хорошо применимы в составе электродвигателей, насосов, коробок передач, конвейеров, вентиляторов и прочего оборудования, которому присущи небольшие и средние нагрузки и относительно высокие скорости вращения.
Результаты показали, что при использовании новой маловязкой смазки, разработанной для подшипников SKF E2, в радиальных шарикоподшипниках с защитной шайбой срок её службы увеличивается, по крайней мере, в два раза по сравнению с обычными смазками, используемыми в стандартных подшипниках.
Цилиндрические роликоподшипники типа NJ среднего размера конструкции, которые обычно используются во вспомогательных валах коробок передач, также выпускаются в исполнении в соответствии с классом эксплуатации E2.
Такие подшипники обычно эксплуатируются в условиях комбинированной нагрузки, причём осевая нагрузка составляет до 30% от радиальной нагрузки. Исследования выполнялись для цилиндрических роликоподшипников типа NJ, работающих в составе редуктора ветрогенератора. Потери мощности в энергосберегающих цилиндрических роликоподшипниках SKF (E2) были меньше на 80% по сравнению со стандартными цилиндрическими роликоподшипниками SKF. Значительное снижение трения в условиях комбинированной нагрузки было достигнуто благодаря оптимизации профиля торцевой поверхности роликов и зоны контакта ролик-фланец.
Энергосберегающие конические роликоподшипники SKF, как и другие класса E2, характеризуются минимум 30% снижения потерь мощности. Это качество было достигнуто путём оптимизации числа роликов, замены стального сепаратора полимерным сепаратором новой конструкции и оптимизации рельефа поверхности роликов, дорожки качения и фланца. Результат: более лёгкий подшипник, с пониженным тепловыделением, требующий меньший объём смазки и потребляющий меньшую мощность.
Энергосберегающие сферические роликоподшипники SKF, как и любые другие представители класса E2, снижают минимум на 30% момент трения в подшипнике. Предназначенные для работы в условиях небольших и средних нагрузок, данные подшипники, обрабатываемые смазкой SKF LESA 2, выделяют меньше тепла, чем подшипники SKF Explorer, что снижает потребление смазочного материала и частоту повторного смазывания.
Окупаемость капиталовложений
Радиальные шарикоподшипники SKF E2 многократно подтвердили свою ценность в результате широкого применения во всём мире. Так, компания Sangam Group, текстильная компания в Индии, оснастила радиальными шарикоподшипниками E2 электродвигатель, приводящий в движение ткацкий станок. Электродвигатель работает со скоростью 1470 оборотов в минуту, 22 часа в день, 363 дня в году.
Sangam Group оценивает ежегодную экономию энергии в результате перехода на SKF E2 в размере более 2600 кВт/ч в расчёте на один электродвигатель и отмечает дополнительную экономию за счёт увеличенного срока службы подшипников.
Срок окупаемости инвестиций по оценкам компании составил всего 37 дней. В итоге в Sangam Group оснастили радиальными шарикоподшипниками E2 и другие электродвигатели и насосы на фабрике.
На одной из фабрик GlaxoSmithKline Consumer Healthcare в результате оснащения радиальными шарикоподшипниками E2 электродвигателей насосов возврат инвестиций выразился в экономии денежных средств и улучшении окружающей среды.
Фабрика сообщает об экономии энергопотребления в размере 4500 кВт/ч в год в расчёте на один электродвигатель, что составляет 390 евро в год в денежном выражении. Достигнуто сокращение выбросов углекислого газа в размере 2 тонн, и по оценкам компании она получила 20 евро на каждый вложенный евро.
Экология и экономия
Если бы энергосберегающие радиальные шарикоподшипники SKF использовались на всех промышленных электродвигателях в США и странах ЕС (считаем, что минимальное снижение момента трения равно 30%), потенциальное снижение энергопотребления составило бы 2,46 млрд. кВт/ч в год. И в этот расчет не входят миллионы электродвигателей и других агрегатов, которые используются в других точках земного шара.
В статье использованы материалы электронного журнала SKF — Evolution.