Внимание! Вы находитесь на архивной версии сайта компании «Практическая Механика»! Эта версия сайта перестала использоваться 31 мая 2022 года. Новый сайт компании — prmeh.ru.
Перед гигантским металлургическим концерном «Северсталь», основанным в послевоенное время, стоит та же задача, что и перед многими российскими промышленными предприятиями такого масштаба с подобной историей — определение самого действенного, экономически эффективного способа модернизации, способного вывести производственные мощности на передовые позиции в XXI веке.
При годовом объёме продаж 13 млрд. долларов в 2009 г. и штате 92 тыс. человек предприятие экспортирует чёрные и цветные металлы, горячекатаный лист, холодногнутый профиль и другие изделия во все концы света. Несмотря на впечатляющие объемы продаж, «Северсталь» разделяет общие проблемы с другими крупными предприятиями России, также основанными более полувека назад: подавляющая часть заводских технологий безнадёжно устарела. Теперь, чтобы вывести производственные мощности на уровень высочайших мировых стандартов, сделать их конкурентоспособными сегодня и в будущем, нужна их серьёзная модернизация.
Как утверждают специалисты «Северстали», процесс модернизации уже идёт полным ходом. Валерий Рожков, ведущий специалист отдела обеспечения качества сервисного центра сталеплавильного производства «ССМ-Тяжмаш» (дочернее предприятие Череповецкого комбината, занимающегося изготовлением, ремонтом и обслуживанием металлургического оборудования) подчеркивает, что текущая модернизация и обновление на заводе в Череповце уже впечатляют своими результатами.
Только между 1995 и 2001 гг. объём выплавленной на Череповецком заводе стали вырос на 66% , с 4 553 млн. тонн до 7 561 млн. тонн. Однако Рожков отмечает, что всё ещё остается много работы. Из пяти машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), находящихся в эксплуатации на череповецком комбинате, одна (под номером 5) уже модернизирована в сотрудничестве с внешними партнёрами, включая SKF, и есть планы проведения подобных модернизаций оставшихся четырёх машин, с вложениями в конвертерное производство более 30 млн. долларов в следующие два года, о чём было объявлено в июле 2010 г. На «Северстали» вместо того, чтобы начинать с нуля и «вкладываться» в полностью новое оборудование, технологию и производственные мощности, ищут новые, экономически эффективные способы для усовершенствования обширных производственных мощностей, которые уже работают на заводе. Это превосходный пример подхода к модернизации, подчёркивает Валерий Рожков.
По словам Рожкова, программа модернизации, особенно литейных машин, в силу уникальной истории предприятия оказывается весьма напряжённой. «Эти машины были разработаны и построены во времена Советского Союза, за «железным занавесом», который оставил нас далеко позади по сравнению с заграничными достижениями. Наши специалисты были до некоторой степени осведомлены о том, что делалось на западных заводах, но многие решения, которые они предлагали, носили фрагментарный характер и по-настоящему не решали проблему разливки качественной стали в целом. Сейчас наша работа состоит в искоренении этих ошибок и устранении их последствий».
Среди нововведений, обеспечивших успех этого процесса, Валерий Рожков указывает на важность усовершенствования узлов подшипников качения за счёт применения, например, более надёжных высокотехнологичных подшипников типа CARB на литейных машинах, разработанных и построенных в советскую эру. Он подчёркивает, однако, что это решение не сводится к простой покупке высококачественных частей.
«Нужны всеобъемлющие, интегрированные решения. Нужно создать правильные условия для работы подшипников, обеспечить правильное охлаждение и надёжное смазывание, не усложняя процесс сборки и разборки. Основная часть работы по модернизации касается культуры производства. Эффективное и грамотное техобслуживание не мене важно, чем качество самих подшипников».
По этой причине работа по мониторингу состояния, замене и восстановлению подшипников на МНЛЗ №5 на Череповецком комбинате была поручена SKF. Валерий Носов, менеджер по ремонту и восстановлению, контролировал создание программы, включая обучение персонала цеха, постоянную оценку состояния подшипников МНЛЗ, их восстановление и создание базы данных для будущей работы.
«Можно установить прекрасные по качеству подшипники, но если их не смонтировать, как следует, не смазывать, не диагностировать должным образом, поломок не избежать, а это приведёт к значительным убыткам. Мы здесь не просто поставщики подшипников, мы обеспечиваем комплексное обслуживание — Integrated Maintenance Solution (IMS), и наша работа заключается в обеспечении максимальной эффективности и надёжности оборудования наших партнёров,» — говорит Валерий Носов, руководитель проекта со стороны SKF.
Решение IMS позволяет «Северстали» видеть получаемую экономию в реальных цифрах, как по материальным затратам, так и по задействованию персонала. Валерий Рожков соглашается, уточнив, что для «Северстали» гораздо важнее вложить деньги в модернизацию принадлежащих комбинату машин непрерывного литья заготовок, а не просто в замену подшипников. «В прошлом у нас был грустный опыт общения с людьми, которых мы на «Северстали» зовём «фокусниками», предлагавшими нам вечные смазки и вообще специализирующимися на фокусах вроде добывания кроликов из шляпы.
Это научило нас правильно выбирать партнёров — теперь мы работаем только с людьми, у которых есть полный, комплексный подход к решениям».
Компания Подшипник-Контракт с 2003 года является официальным дистрибьютором SKF. Наши менежеры готовы подобрать для вас любые комплектующие и любое оборудование производства SKF, инженеры технического сервиса обладают высочайшей квалифицацией и выполняют любые работы по диагностике и техобслуживанию промышленного оборудования. Центр практической механики проводит обучающие семинары, в том числе и выездные, по техническому сервису.
Получить более подробную информацию о комплексных услугах для промышленных предприятий вы можете у наших специалистов по телефону +7 812 718-4090.
В статье использованы материалы «Evolution» — делового и технического журнала SKF.