Внимание! Вы находитесь на архивной версии сайта компании «Практическая Механика»!
Эта версия сайта перестала использоваться 31 мая 2022 года. Новый сайт компании — prmeh.ru.

Главная страница Карта сайта Написать письмо
+7 812 718-4090



Из чего сделаны ваши подшипники?

Как быть уверенным в надежности подшипников

Данная статья предназначена для специалистов, сталкивающихся с задачами, для решения которых необходимо использовать качественные подшипники.

Надежность и рабочие характеристики подшипников качения в основном определяются качеством материалов, из которых изготовлены детали подшипника. Напомним, что подшипник обычно состоит из следующих элементов: внутреннего кольца, наружного кольца, тел качения (шарики, ролики) и сепаратора.

При выборе материала для колец и тел качения подшипника всегда учитывается его твердость. Твердость определяет и обеспечивает грузоподъемность, усталостную прочность в контактах качения, размерную стабильность подшипника.

Компания SKF является мировым лидером по производству подшипников и одним из крупнейших производителей подшипниковой стали. Обладая более чем 100-летним опытом инженерных решений, SKF использует различные материалы для колец, тел качения, сепараторов и уплотнений в зависимости от областей и условий работы подшипника.


Материалы колец и тел качения

В качестве материала для колец и тел качения используют подшипниковые стали объемной закалки, легированные хромом, содержащие обычно около 1% углерода и 1,5% хрома согласно ISO683-17:19999. Состав такой подшипниковой стали обеспечивает оптимальный баланс между технологическими и потребительскими характеристиками изделий. В процессе производства данная сталь, как правило, проходит термическую обработку с закалкой на мартенсит (стандартно) или бейнит (специально), в результате чего ее твердость достигает 58-62 HRC (по Роквеллу).

Известно, что твердость измеряется несколькими методами.

  • Измерение твёрдости по методу Бринелля основано на вдавливании в испытуемое изделие стального закаленного шарика определенного диаметра под действием заданной нагрузки в течение определенного времени. При определении твёрдости по методу Бринелля, расстояние от центра отпечатка до края испытуемого изделия должно быть не менее 2,5 диаметров отпечатка, расстояние между центрами двух соседних отпечатков — не менее 4 диаметров; для металлов с твёрдостью до 35НВ эти расстояния должны быть соответственно равны 3 диаметрам отпечатка и 6 диаметрам отпечатка. Проведение испытаний, методику измерений диаметра отпечатка, а также погрешность измерений диаметра отпечатка регламентирует ГОСТ 9012 п.4.

  • Измерение твёрдости по методу Роквелла основано на вдавливании алмазного конуса с углом при вершине 120° или стального закаленного шарика диаметром 1,588 мм под действием двух последовательно прилагаемых нагрузок. Расстояние между центрами двух соседних отпечатков должно быть не менее четырех диаметров отпечатка (но не менее 2 мм), расстояние от центра отпечатка до края образца должно быть не менее 2,5 диаметра отпечатка (но не менее 1 мм). При измерении твёрдости на выпуклых цилиндрических и сферических поверхностях по шкалам А, В, С, D, F, G в результаты измерений твёрдости должны быть введены соответствующие поправки, величины которых приведены в приложении 3 ГОСТ 9013. Поправки прибавляются к полученным значениям твёрдости. Поправки при измерении твёрдости на вогнутых поверхностях устанавливаются в нормативной документации на металлопродукцию.

  • Измерение твёрдости по методу Виккерса основано на вдавливании четырехгранной алмазной пирамиды с углом между гранями 136° под действием определенной нагрузки, поддержании постоянства приложенной нагрузки в течение установленного времени и измерении диагоналей отпечатка, оставшихся на поверхности образца после снятия нагрузки. Расстояние между центрами отпечатка и краем образца или краем соседнего отпечатка должно быть не менее 2,5 длины диагонали отпечатка. Проведение испытаний, обработку результатов измерений, а также погрешность измерений диагоналей отпечатка регламентирует ГОСТ 2999 п.5.

Закалка на мартенсит с последующим низкотемпературным отпуском обеспечивает получение мелкодисперсной структуры отпущенного мартенсита, сфероидизированных карбидов и остаточного аустенита. Остаточные напряжения в такой структуре направлены от центра к периферии и создают опасность искажения геометрических параметров колец, а также возникновения поперечных трещин.

Более сложная и «дорогая» изотермическая закалка на бейинит дает более вязкую структуру со значительно меньшим присутствием аустенита. В этом случае создаются лучшие условия для восприятия тяжелых ударных и вибрационных нагрузок, а также геометрической стабильности. При этом остаточные напряжения направлены от периферии к центру, а термические трещины направлены тангенциально, что увеличивает ресурс подшипника.

Твердость колец подшипника и твердость тел качения обычно немного различаются. Тела качения закаливаются до 60-62 HRC, внутренние и наружные кольца должны обладать твердостью в пределах 58-60 HRC. Использование стали с более высокими показателями твердости может привести к механическим разрушениям подшипника в процессе эксплуатации.

В последние годы разработаны новые способы рафинирования, позволяющие реализовать более жесткие требования по чистоте стали, что оказало большое влияние на постоянство качества подшипников производства SKF. Снижение содержания кислорода и других неметаллических включений позволило значительно улучшить рабочие характеристики стали, используемой для производства подшипников класса SKF Explorer.

К сожалению, в последнее время в России появились подшипники под брендом SKF, но очень сомнительного качества. На первый взгляд отличить качественный подшипник SKF от контрафактной подделки очень сложно.

Качество подшипника определяется только в процессе эксплуатации. Результатом внеплановой остановки оборудования, а порой и всей производственной линии, может быть всего лишь ОДИН КОНТРАФАКТНЫЙ и НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ подшипник, купленный у неофициального поставщика продукции SKF.

Компания SKF распространяет свою продукцию только через сеть официальной дистрибуции.

Главной задачей компании Подшипник Контракт является предоставление своим клиентам возможности оптимизировать затраты, повысить эффективность производства, гарантируя при этом качество проверенных, надежных промышленных компонентов от ведущих производителей с мировым именем.

Работая с нами, вы получаете гарантию качества мировых производителей, профессиональный сервис в обслуживании, эффективные решения ваших производственных задач в результате грамотного применения инженерных решений SKF.

Владислав Сальников,
Генеральный директор ООО «Подшипник-Контракт»

09 марта 2011


Другие материалы:

Официальный дистрибьютор
и торговый партнер
крупнейших мировых компаний

SKF


«SKF» — ведущий мировой поставщик продукции и услуг в области подшипников качения, узлов вращения, уплотнений и инженерных решений, делающий акцент на повышение эффективности использования и обслуживания оборудования производственных предприятий.

Bosch Rexroth


«Bosch Rexroth» — мировой лидер в области гидравлики, систем управления и приводных технологий. Широкий спектр продукции и услуг, включающий механику, гидравлику, пневматику, электропривод, электронику, а также обширную сервисную сеть, позволяет компании предлагать оптимальные решения для всех областей промышленности и мобильных применений.

Aventics


«Aventics» — ведущий производитель пневматических систем — предлагает широкую палитру стандартных и специальных изделий для автоматизации технологического оборудования.

Optibelt


«Optibelt» — ведущий мировой производитель высокоэффективных клиновых, зубчатых, многоручьевых и других приводных ремней для всех отраслей промышленности, ценимых за качество во всем мире.

Habasit


Компания «Habasit» является мировым лидером рынка по производству транспортерных и модульных лент, плоских приводных, круглых и зубчатых ремней, а также пластиковых цепей уже не один десяток лет.

Parker


Компания «Parker Hannifin» является мировым лидером в технологиях движения и контроля, которые обеспечивают высокоточные решения для коммерческих, мобильных, промышленных и аэрокосмических рынков.

Loctite


Торговая марка «Loctite» компании «Henkel» — это надежный выбор высококачественных промышленных клеев, герметиков и защитных покрытий. Специально разработанные для увеличения инновационного потенциала, повышения надежности и улучшения процесса производства наших клиентов, широкая гамма продукции Loctite предлагает решения для самых требовательных отраслей промышленности.

KTR


«KTR Kupplungstechnik GmbH» — ведущий мировой производитель широкого ассортимента муфт (кулачковых, зубчатых, беззазорных, сильфонных, пластинчатых и прочих), тормозных систем и ограничителей момента. Продукция «KTR» получила широкое распространение по всему миру и применяется при решении любых по сложности задач в области привода.