Внимание! Вы находитесь на архивной версии сайта компании «Практическая Механика»! Эта версия сайта перестала использоваться 31 мая 2022 года. Новый сайт компании — prmeh.ru.
Как избежать приобретения контрафактных подшипников?
Распространение контрафактных (поддельных) подшипников стало по-настоящему глобальной проблемой. Контрафактные подшипники были обнаружены даже на самолетах президентской авиакомпании «Россия». Поддельные подшипники имеют значительно меньший ресурс вследствие их низкого качества, отказ таких подшипников в критически важных механизмах может привести к серьезным авариям.
Как выжить рынку в этих условиях? Может ли добросовестный производитель защитить себя от недобросовестного поставщика? На вопросы отвечает Анатолий Николаевич Усов, региональный директор по России и странам СНГ концерна SKF — крупнейшего мирового производителя подшипников, уплотнений, мехатронных изделий, смазочных материалов и инженерного сервиса.
Анатолий Николаевич, как вы оцениваете место SKF на российском рынке?
SKF — мировой промышленный концерн. Нашей компании уже более 100 лет. Она является признанным мировым лидером. Наиболее принципиальное отличие SKF от конкурентов, на мой взгляд, состоит в следующем: компания не просто производит и поставляет на рынок подшипники или смазочные материалы, пусть даже самые инновационные. SKF — это компания ИНЖЕНЕРНЫХ ЗНАНИЙ.
Я могу с уверенностью сказать, что SKF досконально знает свой рынок — ведь работает более чем в 130 странах. И хорошо знает своих клиентов — SKF сотрудничает примерно с 40 самыми разнообразными отраслями промышленности, такими как автомобилестроение, металлургия, нефтегазодобыча, железнодорожный транспорт, станкостроение, производство бумаги, ветроэнергетика, производство медицинского оборудования, пищевое производство и другие. Причем не просто сотрудничает, а непосредственно участвует в проектировании машин, разработке узлов и новых технических решений. Разумеется, это требует больших ресурсов, в том числе инженерных и финансовых. Однако именно это и является устойчивым конкурентным преимуществом SKF: не так много компаний в мире могут действительно делать это сами.
Однако сейчас на российском рынке представлено несколько международных торговых компаний...
Можно называть себя международным холдингом, и при этом не иметь ничего, кроме склада, упаковочной машины и нескольких десятков работников. Нам известны такие случаи: с позволения сказать, «международные» торговые компании занимаются тем, что покупают дешёвые подшипники китайского и индийского производства, маркируют собственным именем, упаковывают и выпускают на рынок: пожалуйста, приобретайте весьма респектабельный товар — из Европы.
Иными словами, поставляют контрафактную продукцию в промышленных масштабах?
Не обязательно контрафактную. Иногда и оригинальные подшипники переупаковывают. Представьте себе вполне реальную ситуацию: где-нибудь в Германии закрывается завод электромоторов, остается нереализованный склад. Перекупщики приобретают подшипники, если нужно, переупаковывают, и затем по низким ценам продают на рынке.
Или, например, продукция со стоков. Подшипники SKF продаются по всеми миру, и, вполне естественно, что иногда некоторое количество
товара залёживается на складах как торговцев, так и предприятий — конечных потребителей. Параллельные торговые каналы занимаются перепродажей такого товара. Разумеется, если кто-то продает или приобретает подобную продукцию — это не криминал. Но потребители должны понимать, что существует вполне реальная опасность приобрести залежалый или устаревший товар. Ведь срок хранения упакованного на заводе подшипника — не более пяти лет, однако в SKF на экспертизу иногда попадают «новые» подшипники, которым 10 лет и даже более. Так, например, несколько лет назад принесли отказавший крупногабаритный подшипник 1972 года выпуска. При этом его собственники были убеждены, что работают с относительно новой продукцией.
Покупатель, который приобретает товар у неавторизованных поставщиков, однозначно рискует раньше или позже получить контрафактный либо некондиционный товар. Только за последний год в нескольких европейских странах компанией SKF в сотрудничестве с местной полицией удалось «накрыть» несколько крупных складов с контрафактными подшипниками, причем объемы данных складов измерялись десятками тонн! При этом мы также располагаем данными о покупателях товара с этих складов из различных стран — там есть и российские компании.
Как отличить официальный канал от неофициального?
Потребители SKF работают с концерном через авторизованных дистрибьюторов. Список официальных поставщиков можно узнать на сайте компании www.skf.com или просто позвонив по телефону в ЗАО СКФ — российскую дочернюю компанию группы SKF и единственного официального импортёра в Россию продукции с товарным знаком SKF. Все компании-дистрибьюторы проходят строжайший отбор: оценивается не только приверженность марке, но и коммерческие показатели, объем бизнеса, финансовые и инженерные ресурсы, наличие ассортимента нашего товара на складе и т.п.
А если эта компания является официальным дистрибьютором SKF в Европе, но в России не авторизована?
В соответствии со строгими критериями отбора, дистрибьюторы официально авторизованы работать только на определенной территории, как правило, стране или регионе. Если иностранный дистрибьютор хочет выйти на российский рынок, он обычно создает здесь свое представительство и обращается в компанию SKF за авторизацией, и это реально работает, у нас уже есть несколько примеров. То есть все организовано примерно по темy же принципам, что и у дилеров, занимающихся торговлей автомобилями. Если некая компания-дистрибьютор заявляет, что не является официальным партнером SKF в России, но представляет компанию в другой стране, где и покупает продукцию SKF совершенно официально, этому нельзя верить: такие компании вообще не являются официальными партнёрами SKF.
Также опасно иметь дело с поставщиками, которые предлагают только подшипники. Официальные дистрибьюторы, как правило, работают с полным ассортиментом SKF, со всеми пятью платформами: подшипники и узлы, уплотнения, мехатроника, смазочные материалы и инженерный сервис.
Авторизованные партнеры не стремятся ввести более дешёвый товар или тем или иным способом сэкономить на таможенных или налоговых платежах. Не это является их целью. Компании, которым компания SKF доверяет работу со своим товарным знаком, развиваются, чтобы довести наши новейшие продукты до конечного потребителя. Только официальные каналы обеспечивают на рынке доступ к инженерным знаниям и к последним разработкам компании.
Высококвалифицированные инженеры SKF учат потребителя, в первую очередь, правильно использовать каждый продукт. Ведь, как вы понимаете, сам по себе переход на современное высокотехнологичное оборудование ничего не даёт. Надо научиться правильно с таким оборудованием обращаться.
В качестве примера могу привести следующий случай: в компанию SKF поступила рекламация: подшипники при вращении шумят, и в них обнаружена латунная стружка. Было предложено представить на экспертизу образец с одним непременным условием: должна быть сохранена промышленная упаковка. Выяснилось, что все подшипники были вскрыты. В 99,9% случаев продукт не виноват, просто с ним обращаются так, как привыкли — грязный цех, латунная стружка. SKF стремится не только предложить на рынок самое современное оборудование, но и дать инженерные знания, научить, как к этому продукту подходить. Неофициальные каналы этого обеспечить не могут.
Давайте взглянем на эту проблему с позиции потребителя. Конечно, для большинства решающее значение имеет цена.
Между тем, как правило, значительного снижения цены посредники не предлагают. Обычно цены у них ниже всего на 5-20%. Даже контрафакт, как правило, не продается дёшево.
И, разумеется, сроки. Официальных поставок иногда приходится ждать до полугода и более, а посредники предлагают продукцию непосредственно со склада. У SKF есть свои стоки?
Нет, официальную продукцию SKF со стоков приобрести невозможно. Но в компании есть специальная услуга — восстановление подшипников. Скажем, у потребителя залежался на складе крупногабаритный подшипник и сроки его хранения вышли — в SKF готовы предложить реконсервацию. Специалисты индустриального сервис центра SKF (таковой имеется в частности в Москве) произведут ревизию, реконсервируют и упакуют ваш подшипник по заводскому стандарту. Эта услуга стоит всего 10-15% от стоимости нового подшипника. Практика показывает, что крупногабаритные подшипники, которые используются, скажем, в металлургии, в производстве бумаги, в тяжёлых машинах, можно успешно восстанавливать: восстановленные подшипники работают даже лучше новых, они уже, так сказать, «притёрлись».
В компании SKF имеются системы мониторинга и диагностики состояния машин, их узлов и деталей. Специальные приборы, предлагаемые нашей компанией, позволяют отследить, когда на подшипниках появляются признаки начала разрушения. В некоторых случаях специалисты прямо рекомендуют восстановить старый, а не ставить новый подшипник. Иногда на восстановленный подшипник можно получить гарантию. Экономия налицо — восстановление подшипника стоит порядка 50% от стоимости нового.
Крупные подшипники, которые предлагают неофициальные каналы, — это, очень вероятно, морально устаревший или залежалый товар. Поэтому подшипники ни в коем случае нельзя приобретать из непроверенных источников. Известно огромное количество случаев, когда это приводило к катастрофам на производстве.
Существует статистика, что каждая пятая авария происходит из-за контрафактных деталей.
Я готов привести целый ряд подобных примеров. Например, в компанию SKF обратилось руководство одного из металлургических заводов с просьбой провести проверку подшипников, которые им поставил неавторизованный дилер. Нам сообщили, что новые подшипники работали настолько плохо, что после двух-трех часов работы технологи были вынуждены остановить оборудование и снова вернуть на место старые подшипники. Проверив более тысячи сомнительных подшипников, технические специалисты компании SKF пришли к заключению, что все эти подшипники были поддельными. Но к счастью аварии удалось вовремя избежать.
Другому заводу — нефтехимическому — повезло меньше: понадобилась аварийная остановка, чтобы выяснить, что им была продана целая партия поддельных подшипников марки SKF. Через два дня работы один из этих подшипников, установленный на важном участке, вышел из строя, спровоцировав дорогостоящую неплановую остановку. После тщательной проверки, компания SKF подтвердила, что подшипники были поддельными. Завод обратился к авторизованному дистрибьютору, и поддельные подшипники быстро заменили на оригинальные. Таким образом, попытка сэкономить обошлась довольно дорого.
Еще один пример. Генератор на борту морского судна, только что вышедший из ремонта, внезапно начал так сильно вибрировать, что его пришлось отключить. Опасаясь худшего, группа технического обслуживания корабля демонтировала подозрительный подшипник и отравила его в компанию SKF на экспертизу. Вскоре подтвердилось, что подшипник является поддельным. Список можно продолжать.
Как вы думаете, потребитель, который работает с неофициальными каналами, отдает себе отчет, что рискует, что его могут обмануть, и в этом случае ему придётся дорого заплатить за свою «экономию»?
Опыт подсказывает, что да. Скажем, за прошлый год я могу вспомнить пять случаев, когда к нам обращались за экспертизой подшипников, и было установлено, что они поддельные.
Я еще раз хочу подчеркнуть, что, приобретая продукцию SKF, потребитель покупает не просто «железки». Через дистрибьюторов вы получаете доступ к инновационным знаниям, знаниям первоисточника — того, какие продукты имеются в SKF, в каких исполнениях они сегодня изготавливаются, и какой вариант наилучшим образом подходит для условий. Например, подшипники SKF класса Eхplorer. Ресурс этих подшипников в три раза больше, чем ресурс нашей же продукции предыдущего поколения. Это принципиально новые материалы, принципиально новые способы обработки, оборудование. Конечно, на рынке можно найти похожий продукт, но он будет изготовлен из неизвестного материала на неизвестных станках и с совершенно иными характеристиками.
У корпорации SKF есть собственное производство — более 100 заводов по всему миру. В этом году вы открываете свой первый завод в России — в Тверской области...
Почему же первый? Как известно, именно SKF стояла у истоков производства подшипников в России. В компании сохранилась копия документа с подписью Николая II, который одобрил создание в 1916 году русского акционерного общества «Шарикоподшипник SKF» с заводом в Москве. Данный завод на Шаболовке, несмотря на то, что сегодня SKF не имеет к нему отношения, до настоящего времени выпускает подшипники.
А в Твери будут производить железнодорожные буксовые узлы — в соответствии с программой технического перевооружения российских железных дорог и развития отечественного транспортного машиностроения, утвержденной Правительством РФ. Завод SKF в Твери сегодня самый современный в отрасли и в мире. Полностью автоматизированный, оснащенный самым передовым оборудованием. Причем работать на нем будет всего 150 человек, а производить он сможет до 300 тысяч современных буксовых узлов в год.
В статье использованы материалы журнала «Подшипники» №9 (164), май 2010.